вторник, 6 октября 2015 г.

Как воспитать эмоционально здоровых детей

Дорогие мамы и папы!

Сегодня я хотела бы познакомить Вас с книгой Джеральда Ньюмарка «Как воспитать эмоционально здоровых детей».

В наше время родители стремятся развить ребенка эмоционально и физически: английский с двух лет, чтение с пеленок, плавание с рождения… Доктор Ньюмарк утверждает, что эмоциональное развитие первично: спокойный счастливый ребенок лучше учится, меньше болеет и прекрасно ладит с окружающими.

Книга «Как вырастить эмоционально здоровых детей» поможет родителям обрести уверенность в общении с подрастающим поколением и не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и самим стать более спокойными и позитивными. 

1. Пять основных эмоциональных потребностей

Джеральд Ньюмарк полагает, что счастливая семья — это семья, основанная на пяти основных потребностях: потребности в уважении, потребности чувствовать собственную значимость, потребности в принятии, потребности чувствовать связь с другими людьми и потребности в безопасности. 


1.1. Потребность в уважении
Ребенку необходимо, чтобы его уважали как независимого человека, обладающего собственной волей и желаниями. В противном случае его самооценка будет низкой, а сам он будет груб и нетерпим к окружающим. 

Отсутствие уважения может иметь разные формы.
·        Грубость и невежливое отношение (Взрослые нередко ведут себя с детьми как с людьми второго сорта)
·        Ложь (Неправда убивает доверие. Однако многие взрослые считают нормальным лгать детям. Порой родители дают обещание и не выполняют его, тем самым мешая ребенку понять суть лжи. Позже, наказывая сына или дочь за вранье, они усугубляют ситуацию. Если взрослые не хотят воспитать ребенка виртуозным вруном, им следует самим быть предельно честными)
·        Унижение (Если ребенок ошибается или не слушается, а родители в ответ обзывают его или унижают словом, интонацией или действием, то провоцируют ребенка отвечать тем же или замыкаться в себе. Любящим родителям следует понять причины неблаговидных поступков сына или дочери и помочь им вести себя иначе. )
·        Пренебрежение (Каждый раз, когда родители «слушают ребенка вполуха», прерывают на полуслове, не уделяют им внимания и игнорируют, они демонстрируют неуважение)

1.2. Потребность чувствовать собственную значимость
Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте. Если дети не чувствуют себя нужными и полезными, они пытаются привлечь к себе внимание каким-нибудь не самым приятным и безобидным способом: бунтовать, дерзить, общаться с неподходящей компанией, употреблять наркотики или, наоборот, впадают в депрессию, становятся пассивными и апатичными, предоставив окружающим все решать и делать за них.
Дети не могут ощутить собственную значимость по ряду причин.
·        Сверхопека (Устанавливая слишком жесткие ограничения, родители ослабляют в ребенке веру в собственные силы. Детям необходимо исследовать мир, узнавая новое. Только так они взрослеют и ощущают себя полноценными людьми. Слово «да» дети должны слышать чаще, чем «нет»! Защищая детей от опасностей, следует учить их самостоятельно распознавать реальные, мнимые и преувеличенные угрозы)
·        Чрезмерная снисходительность (Это обратная сторона сверхопеки. Если детям позволено абсолютно все, ждите неприятностей. Они должны понимать и принимать категорические запреты: например, курение, алкоголь, наркотики недопустимы. Более того, следует вовлекать детей в процесс установления ограничений, тем самым укрепляя в них чувство собственной значимости)
·        Много говорим, мало слушаем (Вместо того чтобы обрушивать на детей лавины слов, следует внимательнее прислушиваться к их идеям и чувствам. Неслушающий родитель словно говорит: «Мне неинтересно, что ты говоришь, ты слишком мал, чтобы с тобой считаться». Слушающий взрослый говорит: «Твои слова очень важны для меня. И ты сам чрезвычайно важен»)
·        Принимаем решения за детей (Если всезнающие родители будут все решать и делать сами, не давая ребенку проявить инициативу, его самооценка никогда не повысится! Умение разбираться в людях и принимать решения, преодолевать трудности и улаживать конфликты не появятся сами по себе. Все это приходит с опытом, и задача родителей — помочь детям приобрести этот опыт. С детьми нужно обсуждать любые вопросы: финансовые затруднения, выбор одежды и меню для семейного обеда, семейный досуг и отпуск, уход за домашними животными)
·        У детей нет обязанностей (Домашние обязанности, полномочия и задачи должны распределяться между всеми членами семьи. Детей нужно привлекать к труду с самого раннего возраста, постепенно усложняя задания)

1.3. Потребность в принятии
Ребенку важно, чтобы в нем видели самостоятельную личность. Это значит, что дети вправе иметь свои чувства, желания, суждения и представления о мире. Если детские эмоции подавляются и высмеиваются, ребенок замыкается в себе, перестает делиться с родителями своими чувствами и может совершать неадекватные и неблаговидные поступки. 
Родителям не стоит:
·        Быстро и слишком эмоционально реагировать на заявления и просьбы ребенка
·        Подавлять эмоции
·        Чрезмерно критиковать (Постоянные замечания приводят к заниженной самооценке и игнорированию критики. Ребенок может решить, что не стоит стараться, если родителям все равно не угодишь.)
·        Делать акцент на негативе (Нужно искать в ребенке хорошее, чаще хвалить и благодарить. Если приходится делать замечание, старайтесь говорить о поведении ребенка, а не о нем самом.)
1.4. Потребность чувствовать связь с другими людьми
Детям необходимо ощущать себя частью «команды». Им важно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Если у ребенка близкие отношения с родными, он сможет противостоять негативным внешним влияниям. 
 Вариантов совместного времяпрепровождения много:
·        Семейные мероприятия
·        Совместные походы на работу (Если у вас собственный бизнес, познакомьте ребенка с клиентами и партнерами. Так он узнает вас с новой стороны и будет гордиться вами.)
·        Семейные советы, совместное принятие решений (Семейные советы — эффективная форма взаимодействия детей и взрослых при условии, что каждый имеет возможность высказаться и быть услышанным.)

1.5. Потребность в безопасности
Ребенок чувствует себя в безопасности при наличии хороших взаимоотношений в семье, заботливого отношения к нему со стороны близких, традиций и ритуалов, а также адекватных требований к дисциплине. 
Хорошие отношения между родителями подразумевают взаимное уважение пяти основных потребностей. Иными словами, лучшее, что могут родители сделать для своих детей — это уважать, ценить, принимать супруга, заботиться о его или ее безопасности и создавать в семье «командный дух».
В счастливых семьях принято заботиться друг о друге. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок должен быть уверен, что родители любят его и друг друга. Знаки любви — объятия, улыбки, поцелуи — способствуют созданию теплой семейной атмосферы (Для детей очень важно, как начинается их день: с объятий и поцелуев мамы или с криков «Поторапливайся, а то в школу опоздаешь!».)
Укоренившиеся семейные ритуалы и традиции дают ребенку ощущение стабильности и безопасности (Очень полезно создавать новые традиции совместно с детьми: это могут быть еженедельные семейные обеды, прогулки в лесу или обсуждение прочитанных книг.)

Понятие «дисциплина» намного шире, чем наказания за проступки. Родители должны уметь объяснять детям, почему те или иные поступки неуместны, безнравственны или безответственны. Даже трехлетний малыш должен осознавать ответственность за совершенные поступки. Слишком жесткие или неуместные наказания не принесут пользы: ребенок сочтет их несправедливыми и станет скрытным (Примеры неадекватных наказаний: не выполнил домашнее задание — не гуляешь неделю; потерял какую-то вещь — месяц не смотришь телевизор.)
Непоследовательность в наказаниях приводит к тому, что дети перестают доверять родителям. Телесных наказаний следует избегать, так как они не только не помогают найти выход из трудной ситуации, но и исключают возможность мирного решения конфликта.

2.        Искусство воспитания
Родительская миссия состоит в том, чтобы выработать профессиональный подход к воспитанию, сохранив при этом любовь, энтузиазм и спонтанность дилетанта.
2.1. Основы профессионализма

Прежде всего, родителям необходимо овладеть четырьмя элементами профессионализма: научиться принимать осознанные решения и вырабатывать общую стратегию, обрести способность учиться на собственном опыте и не бояться экспериментировать.

Первым осознанным решением должно стать признание пяти основных детских потребностей.
— Я буду относиться к детям с тем же уважением, которое хочу чувствовать по отношению к себе.
— Я буду обращаться с детьми так, чтобы они почувствовали свою значимость.
— Я буду помнить, что мои дети — независимые уникальные личности, имеющие право на собственные чувства, мысли и убеждения.
— Я помогу своим детям обрести чувство общности, привлекая их к семейным и общественным мероприятиям.
— Я постараюсь, чтобы дети чувствовали себя защищенными; буду стремиться подавать им хороший пример для подражания; сделаю так, чтобы мои отношения с супругом (супругой) также основывались на уважении  пяти основных потребностей друг друга. Кроме того, я буду стремиться уравновесить свободу и контроль.

Вторым осознанным решением будет выработка гармоничного стиля жизни: надо прислушиваться к внутреннему голосу и стараться реализовывать собственные потребности, а не приносить себя в жертву семье. На ребенка благотворно влияет ощущение того, что родители счастливы. 
Третье осознанное решение заключается в приобретении навыков профессионального воспитателя.
Большинство людей умеют учить других. На самом деле, человек больше властен над собой, чем над другими, а перемены в его поведении могут благотворно отразиться на окружающих. Если в отношениях с другим человеком что-то идет не так,  изменить свое поведение должны именно вы. В родительском искусстве очень важно учиться на собственном опыте: глупо каждый день на протяжении нескольких лет ругать ребенка за беспорядок в комнате, логичнее пересмотреть свое поведение с учетом предыдущих неудач.

2.2. Сложности в приобретении профессиональных навыков
Профессиональные навыки в воспитании детей даются нелегко, и на пути родителей может возникнуть ряд препятствий.
— Вы чувствуете, что завалены работой. На работе вы волнуетесь о детях, дома — о работе.
— Вы пренебрегаете планированием.
— Вы относитесь к жизни и к себе слишком серьезно.
— Вы разочаровываетесь от несбывшихся ожиданий.

Что же делать родителям? Прежде всего, необходимо стать хозяевами собственной жизни! Большинство переживаний — не более чем плод нашего воображения. Для начала составьте предварительный план, определив наиболее важные дела. Вы увидите, что многие из них можно отложить, минимизировать, а некоторые даже проигнорировать! 
Трудно с одинаковой отдачей заниматься семьей, карьерой и не забывать о хобби. Лишь овладев искусством компромисса, можно сделать свою жизнь более размеренной и счастливой. Вам все равно не удастся успеть все на свете, поэтому незамедлительно приступайте к корректировке своего образа жизни:
—  упростите и рационализируйте все, что можно (делайте за 1 раз то, что обычно растягиваете, перестаньте долго разговаривать по телефону, не соглашайтесь на все просьбы и предложения, заранее планируйте следующий день, прекратите отвлекаться по пустякам);
—  делайте какие-то дела реже (ходите в магазин за продуктами раз в неделю, а не каждый день, делайте генеральную уборку не каждую неделю, а каждый месяц);
—  не взваливайте все на себя (привлекайте к домашней работе детей и супруга, если есть возможность, пользуйтесь услугами домработницы, объединитесь с другими родителями, чтобы по очереди присматривать за детьми);
—  постарайтесь меньше волноваться по пустякам.

 

3. Влияние окружения

3.1. Семья
Прочность семьи зависит от родителей и от их взглядов. Если у родителей нет четкой стратегии и философии воспитания детей, то они ведут себя непоследовательно, чем озадачивают детей. Родителям следует определиться с приоритетами и донести эти приоритеты до остальных членов семьи. 
Несмотря на то, что родительская миссия подразумевает самопожертвование, важно не зацикливаться на мыслях об обязанностях. Если родители постоянно напряжены, раздражены и утомлены, это вредит эмоциональному здоровью детей и отношениям с партнером по браку. Забота о себе не менее важна, чем забота о ребенке, и родители не должны отказываться от собственных интересов и замыслов.
Человеку на всю жизнь запоминается, каким был дом его детства — веселым и радостным или тревожным и суетливым. От детских ощущений во многом зависит то, насколько открытым и позитивным человеком станет ребенок во взрослом возрасте. 

3.2. Школа
Школа стоит на втором месте после семьи по степени влияния на ребенка и до сих пор переживает кризис, который начался еще в 1960-е годы прошлого века. Помимо  недостаточного финансирования остро стоят проблемы  низкого уровня преподавания и морали (как ученической, так и учительской) и отсутствия взаимодействия родителей и педагогов.
Джеральд Ньюмарк был соучредителем проекта, спонсором которого выступил Фонд Форда: в 1970-х годах была создана экспериментальная начальная школа в Лос-Анджелесе. В этой школе права, обязанности и ответственность делились поровну между учениками, учителями, представителями администрации и родителями и отсутствовало четкое разграничение «учитель»/«ученик».








1 комментарий: